Об утверждении проекта «Внесение изменений в Генеральный план городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан»
Об утверждении проекта «Внесение изменений
в Генеральный план городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан»
В соответствии со ст.ст. 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, учитывая результаты публичных слушаний от 15 декабря 2011года, Совет городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан р е ш и л:
1. Утвердить проект «Внесение изменений в Генеральный план городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» (приложение).
2. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по земельным вопросам, природным ресурсам, экологии и чрезвычайным ситуациям (Сошников А.Н.).
Председатель Совета Д. Крюков
Нефтекамск
27 сентября 2012 года
№ 3-06/11
Приложение
к решению Совета
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
27 сентября 2012 года № 3-06/11
ПРОЕКТ
«Внесение изменений в Генеральный план городского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан
Основные положения генерального плана
Проект «Внесение изменений в Генеральный план городского округа город Нефтекамск» разработан на основании:
- протокола единой Комиссии № 9098372/3 от 30.06.2009;
- задания на разработку проектной документации по территориальному планированию;
- акта обследования и выбора участка;
- протокола совещания по рассмотрению вариантов эскизов;
- исходных данных и технических условий республиканских и городских служб, собранных в процессе разработки проекта.
При разработке настоящего проекта были проанализированы материалы ранее выполненных проектов:
- проекта Генерального плана, разработанного проектным институтом «ЛЕНГИПРОГОР» в 1988г.;
- проекта территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Республики Башкортостан до 2020 года, разработанного закрытым акционерным обществом «Лениградский промстрой проект».
Ранее выполненных отводов в границах проекта и на прилегающих, сопряженных территориях.
Комплексные инженерные изыскания выполнены в 2007 году предприятием ООО «АэроБур».
Варианты эскизов проекта, основные технико-экономические показатели проекта предварительно рассматривались в администрации городского округа город Нефтекамск совместно с представителями заказчика и закрытым акционерным обществом проектным институтом «Башкиргражданпроект» (далее ЗАО ПИ «Башкиргражданпроект»).
Проект выполнен в соответствии и в объеме требований задания на разработку проектной документации Градостроительного кодекса Российской Федерации, технических регламентов мастерской генерального плана далее ЗАО ПИ «Башкиргражданпроект».
Общие сведения о городе. Краткая историческая справка
Городской округ город Нефтекамск расположен на северо-западе Республики Башкортостан в 9 км. от реки Камы и в 30 км. от реки Белой.
Возникновение и строительство города связано с открытием и началом эксплуатации Арланского месторождения нефти. Место строительства поселка нефтяников было определено комиссией 31 августа 1956 года, около деревни Касево. Рабочему поселку нефтяников было присвоено название Нефтекамск.
Указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР от 6 декабря 1962 года рабочий поселок Нефтекамск преобразован в город республиканского подчинения с сохранением прежнего названия.
В настоящее время в городе проживает около 131,0 тыс. человек.
Город застроен в основном трех-пяти и девятиэтажными домами со всеми коммунальными удобствами. Одноэтажная застройка сохранилась лишь в районе микрорайона Касево и деревни Марино.
Удачное географическое положение, наличие водных (р. Кама) и энергетических ресурсов (Кармановская ГРЭС), железнодорожной связи с транссибирской магистральной железной дороги предопределило развитие города Нефтекамска как промышленного центра северо-запада Республики Башкортостан.
Город имеет железнодорожное сообщение по путевой сетке станция Амзя, пристань на реке Каме (10 км. от города), аэропорт республиканского значения. Автодорогами регионального и межмуниципального значения город связан с городом Уфа, городом Дюртюли, городом Янаул.
Генеральный план и возможности его использования
Исходные данные, использованные в настоящем проекте, составлены по состоянию на 1 января 2009 года. Первая очередь строительства завершается в 2015 году, расчетный срок реализации проекта 2035 год. Проект выполнен на топооснове в электронной версии программы ГИСинГЕО.
Цель разработки генерального плана – определить план развития городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан социально-экономический и пространственный на обозримый период времени.
Генеральный план нужен, чтобы попытаться рационализировать экономическую активность на территории городского округа, избежать хаоса и конфликта интересов, решить транспортные вопросы, чтобы рассматривать вышеназванные процессы в комплексе и в будущем способствовать устойчивому развитию городского округа.
«Устойчивое развитие» - это не рост и не увеличение качества жизни, это, прежде всего, гармония экономических, социальных и экологических требований.
Генеральный план городского округа разрабатывается с целью обоснования развития его территорий, инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов жителей и создания оптимальной среды жизнедеятельности.
Генеральный план содержит положение о территориальном планировании и указания на последовательность их выполнения.
Положения о территориальном планировании включают:
- цели и задачи территориального планирования;
- перечень мероприятий по территориальному планированию и указания на последовательность их выполнения.
Реализация и финансовое обеспечение проектных решений
Генеральный план является основным и главным источником для осуществления всех видов строительства в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан и осуществления других намеченных мероприятий. Реализация проекта достигается путем систематического организационного руководства и объединения усилий многочисленных республиканских и местных государственных и общественных учреждений. Реализация проекта осуществляется на основании плана реализации, который утверждается главой местной администрации. Постоянный контроль за выполнением проекта позволит выявить недостатки и принимать необходимые меры к их устранению. Основные идеи, заложенные в проектных материалах, должны быть широко популяризованы и известны всем ведущим строительство и заинтересованным в его осуществлении.
Мероприятия по организации проекта:
- при рассмотрении республиканскими организациями предложения министерств и ведомств по размещению объектов руководствоваться планировочным решением проекта;
- обратить особое внимание на решение природоохранных вопросов;
- регулировать развитие городского округа город Нефтекамск в пределах его возможностей, обеспечить качественные изменения в развитии городского округа город Нефтекамск: развитие сферы обслуживания, изменение характера застройки, уровня инженерного оснащения и благоустройства, улучшение санитарно-гигиенической обстановки, усиление межселенных связей;
- администрации городского округа город Нефтекамск решить вопросы обеспечения населения жильем и культурно-бытовыми учреждениями, обеспечить приближение к нормам СНиП, обеспечить максимальное приближение к населению комплексов учреждений повседневного культурно-бытового обслуживания и концентрацию в центрах и подцентрах учреждений периодического обслуживания, осуществлять строительство жилых домов, наиболее полно отвечающих условиям жизни городского округа город Нефтекамск, последовательно осуществлять инженерное оборудование и благоустройство, реконструкцию дорог общего пользования и другие меры по улучшению условий жизни, быта, труда.
Проектная организация территорий городского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан.
Характеристика современного состояния градостроительного
развития территорий городского округа
Сложившаяся городская среда не отвечает современному уровню проживания и жизнедеятельности населения городского округа по следующим причинам:
- современное состояние каркаса градостроительной системы (транспортных коммуникаций и узлов) характеризуется отсталостью и не может гарантировать безопасного проживания населения в случае опасных природных, техногенных процессов и чрезвычайных ситуаций;
- экономико-географическое положение города и населенных пунктов, входящих в городской округ, его материальные и экономические ресурсы, являются мощным потенциалом социально-экономического развития и преобразования городского округа.
Идеологические основы градостроительного развития
территорий городского округа в измененном
Генеральном плане городского округа город Нефтекамск
Главная идея градостроительного развития городского округа в генеральном плане заключается в комплексном развитии и реконструкции его внутренних территорий, освоении северных периферийных районов и активном развитии пригородных населенных пунктов и населенных пунктов в составе городского округа.
Организация пространства – суть планировочной концепции генерального плана, выражающей и предоставляющей в обобщенном виде экономические, демографические, социально-экономические и технико-инфраструктурные прогнозы развития городского округа.
Основными принципами, определяющими проектные решения генерального плана, являются:
- преемственность в планировочных решениях с максимальным учетом существующего положения;
- формирование общегородского центра главной структуры городского организма;
- формирование каркаса градостроительной системы;
- комплексность развития городских территориальных образований в единстве с инженерно-транспортной и социальной инфраструктурами;
- определение мероприятий, жизненно важных для устойчивого и безопасного функционирования городского организма.
Проектная организация территорий
Функциональное зонирование (проектное решение)
Измененный Генеральный план городского округа город Нефтекамск охватывает все территории городского округа, которые состоят из застроенных территорий и открытых пространств. С учетом преимущественного функционального использования застроенных территорий, проектом определены следующие зоны:
-зона жилой застройки, где выделены зоны многоэтажной секционной застройки с элементами обслуживания, малоэтажной секционной застройки с элементами обслуживания;
- зона усадебной застройки;
- зона общественной застройки, в которой выделены зоны общегородского центра, зона подцентров жилых районов, зона специализированных общественных центров;
- зона производственно-коммерческая;
- зона производственно-коммунальная, складов;
- зона внешнего транспорта;
- зона линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры;
- зона зеленых насаждений общего пользования – зона парков и скверов, бульваров, зона лесопарков;
- зона рекреационных объектов;
- зона земель сельскохозяйственного назначения;
- водоохранная зона и зона береговой полосы;
- зона санитарно-защитная;
- зона санитарной охраны водозабора;
- зона лесов гослесфонда;
- зона водного фонда.
Основные положения формирования
территории городского округа
Каркас градостроительной системы – основа устойчивого развития городского округа жизнеспособного и безопасного, является ведущим структурообразующим элементом городского организма и формируется главными транспортными магистралями, узлами и связанными с ними сооружениями городского значения.
Архитектурно-планировочное решение, принятое в проекте, продиктовано сложившейся планировочной структурой, зонированием территорий и природно-климатическими условиями. На каркасе градостроительной системы формируются городские районы многофункциональных зон, взаимосвязанных между собой системой внутригородских магистральных дорог и улиц.
Проектом предлагается развивать городские территории в северном и северо-западном направлении.
В северном направлении развивается промышленно-коммунальная зона и зона внешнего транспорта.
В северо-западном направлении развивается жилая и общественная зона.
Между жилой и общественной застройкой и промышленно-коммунальной застройкой организована буферная зона – коммерческо-производственная зона.
Общая композиционная идея селитебной зоны состоит в выявлении пространственной взаимосвязи проектируемой и сохраняемой жилой застройки, общественной застройки, зоны зеленых насаждений общего пользования, отдыха и спорта.
Архитектурно-планировочная организация селитебной зоны подчинена принципу концентрации и развития жилой и общественной застройки вдоль основных транспортных и пешеходных направлений, которые становятся и композиционными осями города и населенных пунктов, входящих в состав городского округа, связывающих застройку городского округа в единое целое.
При формировании архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции новых жилых районов, особое внимание уделялось транспортным, пешеходным и визуальным связям со сложившейся застройкой в центральной части города и общегородским центром, ансамбль которого почти завершен. Повышение архитектурной выразительности новых районов достигается созданием ансамблей общественных центров.
Проектом предлагается развивать, также, территории с уже сложившейся застройкой, и территории, занимаемые на момент проектирования коллективными садами, чтобы завершить формирование планировочной и объемно-пространственной композиции центральной и южной части города.
Сложившаяся планировочная структура города имеет веерно-лучевую систему улиц. Проектом сохраняется планировочная система и, развиваясь в северо-западном и юго-восточном направлении, вдоль радиальных магистральных улиц, районы имеют полукольцевые связи.
Все радиальные направления сходятся в центре города. Внешние полукольцевые связи – объездные городские дороги.
Существующая сеть магистральных улиц и дорог, а также жилых улиц, проектом сохраняется и используется в том же качестве. Новые жилые районы проектируются небольшими кварталами и микрорайонами, что позволяет сохранить единый масштаб города и населенных пунктов, входящих в городской округ.
Усадебная застройка решена в виде взаимно пересекающихся улиц, которые образуют кварталы, застроенные по периметру домами малоэтажными секционными, блокированными, усадебными. Этот тип застройки позволяет создать жителям проектируемых районов наиболее благоприятные условия.
Вкрапления малоэтажной секционной и блокированной застройки предлагаются в кварталах вдоль городских магистральных улиц, для организации «буферной» переходной зоны от многоэтажной застройки к усадебной и для завершения композиционных решений общественных центров.
Городской округ имеет гибкую планировочную структуру, способную к изменениям и дальнейшему развитию.
Основные направления развития застройки городского округа
Основные направления развития застройки городского округа:
- если в пределах селитебной территории сохраняются промышленно-коммунальные объекты, то их санитарное состояние должно соответствовать статусу селитебной зоны, масштабу жилой застройки;
- использование территорий согласно их функциональному назначению;
- размещение нового жилищного и общественного строительства как в новых районах, так и на внутренних территориях;
- реконструкция центральных территорий;
- технологическое переоснащение промышленного производства;
- упорядочение производственно-коммунальных зон;
- создание буферной зоны между жилой, общественной застройкой и производственно-коммунальной застройкой.
По предыдущим проектам развитие селитебной зоны города Нефтекамска продолжалось в южном и северо-западном направлениях от центра города.
В результате комплексной оценки территории, природно-климатических условий, санитарно-экологических и хозяйственных, проектом было определено, что развитие в южном направлении исчерпано, возможна реконструкция коллективных садов под жилую застройку.
В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации «О недрах», застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по согласованию с недропользователем. Разрешение на застройку площади горного отвода выдается при наличии согласия на застройку пользователя недр.
Главной композиционной осью юго-восточного района является магистральная улица № 1. Композиционная ось будет «подчеркнута» жилой застройкой секционной и общественной застройкой – объектами городского и районного значения.
Развитие в восточном направлении ограничено рядом причин: коридор инженерных коммуникаций, аэродром (зоной взлетов и посадок и шумовой зоной от взлетно-посадочной полосы), проектируемой железной дорогой.
Главной планировочной осью восточного жилого района является магистральная улица Трактовая. Вдоль этой оси формируется центр жилого района, который будет дополнен объектами обслуживания районного значения, которые необходимо разместить для обслуживания населения района в соответствии с расчетами, выполненными в проекте.
Центральный район – главный планировочный район города, на территории которого сформирован общегородской центр.
Общегородской центр сформирован вдоль главной улицы города – улицей Ленина и магистральных улиц - проспект Юбилейный и Березовское шоссе, которые являются его композиционными осями. Общегородской центр является зоной сосредоточения коммерческой, социальной, культурной, гражданской жизни населения. Общегородской центр будет дополнен объектами общегородского значения: универсальным зрелищным залом, дворцом спорта, торгово-развлекательным комплексом, административно-офисными зданиями. Проектом предлагается организация городского парка с зонами аттракционов, активного отдыха и спорта, зоной зоопарка, зоной водного спорта – гребной канал, зоной рекреации – отдых выходного дня, кратковременного отдыха.
Развитие в западном направлении ограничено территорией лесов, зоной коммунальных объектов и коммуникация, горными отводами месторождения нефти, нефтебазой и нефтепроводом.
Главными композиционными осями западного жилого района является магистральная улица городского значения Березовское шоссе и главная улица города – улица Ленина.
Возможно развитие города в северно-западном направлении, с включением населенных пунктов Воробьево и Карякино в городской округ. Территории благоприятны относительно господствующего направления ветров, свободны от застройки.
Планировочными и градостроительными ограничениями развития города в данном направлении является горный отвод месторождения нефти на части территорий, нефтепровод, который проложен вдоль железной дороги и имеет санитарную зону 150 метров и нефтебаза – 300 метров.
В настоящее время уже имеются нарушения охранных зон отвода на нефтебазу «Нефтекамск» и не соблюдение санитарных разрывов от нефтебазы. Проектом предлагается вынос отвода и нефтебазы.
Главными планировочными осями северо-западного жилого района является главная улица города – улица Ленина, улица Энергетиков, улица № 4. Улица Энергетиков проходит вдоль железной дороги, между железной дорогой и жилой застройкой сформировано санитарно-защитное озеленение. Между железной дорогой и промышленно-коммунальной зоной размещаются кварталы с научными, коммерческими, общественными объектами.
В северном направлении предлагается развивать производственно-коммунальную зону, размещать жилую и общественную застройку нельзя, так как это неблагоприятная территория по направлению господствующих ветров.
Главными композиционными осями северного района являются магистральные улицы Янаульская, Дорожная. В промышленно-коммунальной зоне зарезервированы территории под грузовую железнодорожную станцию.
Населенный пункт – село Амзя, один из самых крупных населенных пунктов, входящих в состав городского округа. Четко выраженной планировочной структуры село не имеет. Размещение и планировочная структура сложившихся жилых районов, продиктованы железной дорогой и рекой Буй, планировка жилых районов линейно-прямоугольная. Проектом предлагается упорядочить территории жилой застройки, закончить формирование общепоселкового центра и подцентров жилых районов, завершить застройку западного жилого района. Центральный район проектом предлагается развивать в восточном направлении, а южный жилой район будет развиваться в восточном и южном направлениях.
Главными планировочными осями является железная дорога и магистральные улицы Азина и Моховая.
Населенный пункт – село Хмелевка, географически самый отдаленный населенный пункт городского округа. Село развивалось как базовый поселок нефтяного месторождения.
Проектом предлагается разместить в лесном массиве объекты отдыха и туризма и дополнить населенный пункт функциями базового поселка рекреационной зоны «Хмелевка». Село имеет территориальные резервы для развития в западном направлении. Планировка улиц линейно-прямоугольная. Основными планировочными осями являются магистральные улицы Центральная и улица № 21. Общепоселковый центр будет формироваться на пересечении этих осей и около пруда.
Здесь также будут размещены объекты по обслуживанию отдыхающих и персонала, работающего на обслуживании отдыхающих рекреационной зоны «Хмелевка», размещенной в лесном массиве у реки Пизь.
Населенный пункт – деревня Чишма. Проектом предлагается развивать как базовый населенный пункт рекреационной зоны «Кармановская», которая запроектирована на берегу Кармановского водохранилища. Сложившаяся планировочная структура довольно живописна, проектом она сохраняется. Жилой массив планируется развивать в северном направлении. Главными планировочными осями являются магистральные улицы № 44, 42, 41.
Общепоселковый центр будет сформирован вдоль улицы № 44. В нем будут размещены объекты по обслуживанию населения, проживающего в деревне, отдыхающих и обслуживающего персонала, работающего на объектах рекреации.
Населенный пункт – село Энергетик - базовый населенный пункт Кармановского энергетического узла.
Проектом предлагается упорядочить существующую застройку. Территориальное развитие проектом предлагается в южном направлении, слиянием на перспективу с населенным пунктом Карманово. Основными планировочными осями являются железная дорога, магистральные улицы Высоковольтная, № 7, № 59.
Общепоселковый центр формируется вдоль улицы Высоковольтная. В новом жилом районе проектом предлагается разместить подцентр, сформированный из объектов повседневного обслуживания районного значения.
Населенный пункт - Крым-Сараево. Существующая застройка имеет линейную планировочную структуру. Новый жилой район, ранее запроектированный, имеет линейно-прямоугольную сетку улиц. Свободные территории, расположенные западнее деревни Крым-Сараево, между деревней и ранее запроектированным жилым образованием, можно осваивать под жилую застройку по согласованию с Обществом с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча», поскольку часть территории находится в границах горного отвода месторождения нефти.
Проектом предлагаются к освоению территории, свободные от застройки на север от деревни Крым-Сараево до деревни Кутлинка.
Основными планировочными осями являются магистральные улицы: № 2, № 3, № 61, № 62, № 63. Общепоселковый центр будет сформирован вдоль улицы № 62, в новом жилом районе.
Для желающих построить и жить в домах усадебного типа, проектом предлагается на перспективу, на базе населенных пунктов Калтаево, Ишметово, Музяк, Илистамбетово, Мурзино, Карякино, Раздолье, Большая Амзя зарезервировать территории для жилой застройки усадебного типа.
Географически территории населенных пунктов находятся даже ближе населенных пунктов Амзя, Энергетик, Хмелевка, Чишма, находящиеся в настоящее время в составе городского округа. Планировочная структура сложившейся застройки и вновь проектируемые жилые районы решены в линейно-прямоугольной сетке улиц. Основными планировочными осями являются магистральные улицы: улица Моховая, улица № 7, улица Янаульская. Проектом предлагается сформировать 2 центра для двух планировочных образований: в населенном пункте Илистамбетово на группу населенных пунктов Калтаево, Ишметово, Музяк, Мурзино и населенный пункт Раздолье на группу населенных пунктов Карякино, Раздолье, Большая Амзя. Вдоль реки Амзя предлагается сформировать парковую зону на базе водоохранного озеленения.
Концепция построения культурно-бытового обслуживания
Перспективы развития и формирования общественной застройки городского округа город Нефтекамск и система культурно-бытового обслуживания связаны с развитием инфраструктуры рыночной экономики в связи с приобретением экономической самостоятельности, а также с внедрением новых технологий в развитие сферы услуг, в том числе передовых видов транспортных услуг и связи.
Проектом даются предложения по превращению центра города в район концентрации разносторонних функций с усилением управленческих информационных, социального обеспечения и здравоохранения, коммерческих видов деятельности - торговли, финансовых услуг, сферы обслуживания, деловых встреч, разнообразных развлечений, активной культурной жизни. Так как территориальные ресурсы центра ограничены, проектом предложена организация общегородской системы обслуживания с развитием рациональной полицентрической системы центра, опирающейся на создание ядра - центра и подцентров, в местоположении привязанных к транспортно-планировочным лучам, отходящим во все стороны от ядра городского центра и пронизывающим существующие и новые городские районы. В подцентрах, в проекте предусматривается сосредоточить объекты культурно-бытового обслуживания локального значения, привязанные к обслуживанию жилых районов, тяготеющим к этим подцентрам.
Часть учреждений эпизодического пользования общегородского значения размещается в виде специализированных центров и располагается на отдельных участках: медицинские центры, спортивные центры, технопарк, торговые компании.
Учреждения обслуживания повседневного пользования - общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, небольшие продовольственные магазины или магазины товаров повседневного спроса размещаются на территории жилых микрорайонов и кварталов и в подцентрах жилых районов. Проектом предусматривается размещение части учреждений обслуживания за городом: учреждения здравоохранения, социального обеспечения, отдыха, развлечений.
В проекте предлагается большое количество встроено-пристроенных помещений.
Анализ существующего положения и расчет емкости объектов культурно-бытового обслуживания выявил дефицит по многим показателям.
Так как в сложившихся кварталах и микрорайонах свободных территорий для размещения недостающего объема объектов культурно-бытового обслуживания нет, проектом предлагается реконструкция первых этажей жилых зданий по главной улице города и по магистральным улицам.
Организация встроено-пристроенных помещений в первых этажах домов позволит решить три задачи: размещение недостающего количества объектов обслуживания изменит облик магистральных улиц города, позволит переселить проживающих на неудобных первых этажах из домов, расположенных вдоль красных линий магистральных улиц, в более комфортные условия.
Развитие системы ландшафтно-рекреационных территорий
В целях восстановления и охраны природного ландшафта, организации отдыха населения, проектом предлагается все ландшафтно-рекреационные территории и открытые пространства за пределами городской застройки сформировать в единую территориальную и организационную структуру – в «Природный комплекс города». В составе природного комплекса города в пределах пойменных земель организована зона городского парка, лесопарка.
Системы внутри городских зеленых насаждений общего пользования - сады микрорайонов, скверы в общественных центрах жилых районов, бульвары - также входят в составную часть «Природного комплекса города».
Проектом предлагается дополнить открытые пространства:
- Благоустройство русла и береговой полосы рек Маринка, Шывырялка, Березовка;
- вдоль реки Кама на ее левом берегу сформировать гидропарк, ландшафтный парк, лугопарк с организацией видовых площадок, набережной и спусков к реке;
- в существующей застройке, на основе сложившейся планировочной структуры, использовать и развить систему небольших скверов, садов, бульваров и озелененных курданеров.
Изменив качественный характер благоустройства, и улучшив ассортимент зеленых насаждений,
- провести комплексное озеленение прилегающих к рекам территорий, учитывая их обозреваемость с различных подъездных путей к городу;
- озеленение улиц, бульваров в сложившихся и вновь проектируемых
районах.
Организация природного комплекса города позволяет обеспечить устойчивое и гармоническое сосуществование городской и природной среды.
Ориентировочный расчет объемов нового жилищного строительства
По прогнозу, ожидаемое население на 1 очередь – 2015 год составит 143,21 тыс. человек, на расчетный срок, 2035 год составит 165 тыс. человек. При расчете численности населения по методу трудового баланса населения на 1 очередь составит – 140,5 тыс. чел, на расчетный срок – 160,0 тыс. чел. Существующая жилищная обеспеченность в городском округе составляет 20,4 м2/чел.
При сохранении существующих объектов возводимого ежегодного жилищного фонда около 100,0 т. м2, ожидаемая жилищная обеспеченность будет соответствовать показателю 23 м2 на человека. Принимаем на 1 очередь жилищную обеспеченность 23 м2/чел, на расчетный срок – 30,0 м2/чел. Жилищный фонд на 1 очередь, исходя из предлагаемой жилищной обеспеченности и ожидаемого населения, составит:
- существующий жилищный фонд – 2685,52 тыс. м2,
- в том числе в г. Нефтекамске – 2456,72 тыс. м2,
- на 1 очередь – 2676,03 тыс. м2;
- в том числе в г. Нефтекамске 2450,1 тыс. м2;
- на расчетный срок – 2975,67 тыс. м2,
- в том числе в г. Нефтекамске – 2449,84 тыс. м2,
Объемы жилищного строительства на прогнозную численность населения составят по городскому округу:
- 1 очередь – ожидаемый жилищный фонд 143,21 тыс. чел * 23,0 м2/чел =3293,83 тыс. м2;
- новое строительство: 3293,83 тыс. м2 – 2676,03 тыс. м2 = 617,8 тыс. м2
- расчетный срок – ожидаемый жилищный фонд 165,41 тыс. чел * 30,0 м2/чел = 4962,3 тыс. м2
- новое строительство: 4962,3 тыс.м2 - 3293,83 тыс. м2 – 0,36 тыс. м2 =1668,11 тыс. м2
Объемы жилищного строительство по г. Нефтекамску (в том числе):
- 1 очередь – ожидаемый жилищный фонд 126,18 тыс. чел * 23 м2/чел = 2902,14 тыс. м2;
- новое строительство 2902,14 тыс. м2 – 2450,1 тыс. м2 = 452,04 тыс. м2;
- расчетный срок – ожидаемый жилищный фонд 145,89 тыс. чел * 30 м3/чел = 4376,7 тыс. м2;
- новое строительство 4376,7 тыс. м2 – 2902,14 тыс. м2 – 0,26 тыс. м2 = 1474,3 тыс. м2.
По справке администрации городского округа в списках очередности на получение жилья числится 3433 семей (на момент выполнения проекта «Внесение изменения в Генеральный план городского округа г. Нефтекамск»). При коэффициенте семейности 3 человека на семью и нормативной жилищной обеспеченности 23 м2/чел, для нуждающихся на сегодняшний день необходимо возвести ориентировочно жилья общей площадью 3433 семьи * 3 чел * 23,0 м2/чел = 236,88 тыс. м2.
Ориентировочный расчет территорий под строительство жилья
Параметры территорий, необходимых для размещения жилой застройки, определяются типами размещаемой застройки. Многоэтажная секционная застройка требует меньше территорий, усадебная застройка требует больше территорий для размещения тех же объектов нового строительства жилищного фонда.
В проекте рассматривается 2 варианта развития жилищного фонда: вариант с преобладанием среднеэтажной и малоэтажной секционной застройки и вариант с преобладанием усадебной застройки.
В условиях сложившейся ситуации – дефицита у города территорий -предпочтение имеет первый вариант, но желающих жить в индивидуальном коттедже среди горожан больше, чем желающих иметь жилье в многоквартирном доме. Поэтому большая вероятность того, что город будет периодически развиваться то по 1-му варианту, то по 2-му варианту. Приняв условно процентное соотношение 45% секционной застройки и 55% усадебной застройки, определим ориентировочные параметры требуемых под застройку территорий 1 очередь и расчетный срок.
Принимаем расчетную плотность населения для секционной застройки - 200 чел/га, для усадебной – 20 чел/га.
На 1 очередь для размещения секционной застройки потребуется территорий по городскому округу:
617,8 тыс. м2 * 0,45 = 278,0 тыс. м2 : 23,0 м2/чел = 12,0 тыс. чел
12,0 тыс. чел: 200 чел/га = 60,0 га
В т. ч. по г. Нефтекамску
452,04 тыс. м2 * 0,45 = 203,4 тыс. м2:23,0 м2/чел = 8,8 тыс. чел
8,8 тыс. чел: 200 чел/га = 44,0 га
На расчетный срок для размещения секционной застройки потребуется территорий по городскому округу:
1668,11 тыс. м2 * 0,45 = 750,6 тыс. м2:30,0 м2/чел = 25,0 тыс. чел
25,0 тыс. чел: 200 чел/га = 125,0 га
В том числе по г. Нефтекамску:
1474,3 тыс. м2 * 0,45 = 663,4 тыс. м2:30,0 м2/чел = 22,1 тыс. чел
22,1 тыс. чел: 200 чел/га = 110,5 га
На 1 очередь размещения усадебной застройки потребуется территорий по городскому округу:
339,8 тыс. м2: 23,0 м2/чел = 14,8 тыс. чел: 20 чел/га = 740 га
В том числе по г. Нефтекамску:
248,6 тыс. м2: 23,0/чел = 10,8 тыс. чел: 20 чел/ га = 540 га
На расчетный срок для размещения усадебной застройки потребуется территорий по городскому округу
917,5 тыс. м2: 30 м2/чел = 30,6 тыс. чел: 20 чел/га = 1530 га
В том числе по г. Нефтекамску:
810,9 тыс. м2: 30м2/чел = 27,0 тыс. чел: 20 чел/га = 1350 га
Ориентировочно для размещения только жилой застройки потребуется по городскому округу:
- на 1 очередь – 60,0 га + 740 га = 800 га
В том числе по г. Нефтекамску:
- на 1 очередь – 44,0 га + 540 га = 584 га
На расчетный срок по городскому округу: 125,0 га + 1530 га = 1655 га
В том числе по г. Нефтекамску на расчетный срок:110,5 га + 1350 га = 1460,5 га.
Всего под размещение жилой застройки на период до 2035 года ориентировочно потребуется территорий по городскому округу 800 га + 1655 га = 2455 га, в том числе по г. Нефтекамску: 584 га + 1460,5 га = 2044,5 га.
Для реализации удовлетворения списка очередников потребуется территорий для размещения секционной застройки:
236,9 тыс. м2 * 0,45 = 106,6 тыс. м2: 23,0 м2/ чел = 4,6 тыс. чел
4,6 тыс. чел: 200 чел = 23,0 га
Для размещения усадебной застройки 130,3 тыс. м2: 23,0: 20 чел = 285,0 га. Всего потребуется территорий 23,0+285,0 = 308 га
Реализовать список нуждающихся при нынешних темпах строительства удастся в течение почти 2,5 лет обеспечивая на 100% только нуждающихся. Решить проблему списка очередников возможно, предлагая участки для строительства домов собственными силами или долевого участия.
На период 1 очереди предлагается осваивать уже осваиваемые в настоящее время территории. Это свободная от застройки территория в жилом районе «Южный», и в жилом районе «Восточный» и часть территорий жилого района «Западный», несмотря на то, что данные территории находятся в границах горного отвода месторождения нефти, на эти территории по заказу администрации городского округа г. Нефтекамск выполнен проект планировки и выполнены отводы участков под строительство.
Часть отводов, попадающих в санитарные зоны от действующих скважин и в зону «взлетов и посадок» аэропорта «Нефтекамск», проектом предлагается окулировать и зарезервировать до момента исключения ограничений на освоение данных территорий под жилищное строительство. Предложены также территории под развитие населенных пунктов, входящих в состав городского округа.
На период расчетного срока и на перспективу в проекте предложены 3 направления или варианта развития городского округа город Нефтекамск:
Вариант № 1 – освоение территорий жилого района «Марино». Привлекательность данной территории для освоения – близость центра, развитие инженерно – транспортной инфраструктуры, территория находится в границах городского округа. Ограничения для комплексного освоения данной территории: существующие комплексные сады, огороды, территория находится в границах горного отвода месторождения нефти, глин для производства керамзита.
Вариант № 2 – развитие жилого района «Северо-западный». Привлекательность данной территории: значительные по размеру резерва территорий для комплексной застройки, близость данной территории к местам приложения труда. Ограничения освоения данной территории: часть территорий находится в границах горного отвода месторождения нефти, требуется вынос нефтебазы и нефтепровода, жилой район «отрезан» от городских территорий, застроенных железнодорожной веткой ст. Амзя – ст. Агидель. Рассматриваемая территория находится вне границ городского округа.
Вариант № 3 – активное развитие населенных пунктов городского округа и населенных пунктов, расположенных на прилегающих к городской черте территориях. Привлекательность данного варианта: все территории, отведенные под строительство, находятся вне границ горного отвода месторождения нефти, не требуют больших затрат на вынос, демонтаж объектов и инженерно – транспортных коммуникаций, удовлетворяет запросы населения на строительство жилых домов усадебного и коттеджного типа и сохраняет для города резервные территории под строительство жилых домов секционного типа.
Организация отдыха населения
Расчет и размещение объектов рекреации
В проекте выполнен расчет в соответствии с нормами СНиП на ожидаемое население на 1 очередь и расчетный срок. Проектом предлагается сформировать 6 рекреационных зон, в которых размещаются объекты для отдыха городского населения санитарного типа, для отдыха длительного и кратковременного, детского и взрослого, смешанного. Рекреационные зоны созданы на базе различных типов природного рекреационного ландшафта (долина реки, водохранилища, лесной район) чтобы удовлетворить разнообразные рекреационные потребности людей.
Рекреационные зоны создавались на территориях обладающих природными курортно-рекреационными факторами и с наиболее благоприятными микроклиматическими и ландшафтными характеристиками.
Рекреационная зона «Камская» сформировалась на р. Кама.
В зоне размещаются объекты отдыха и лечения, как длительного, так и кратковременного отдыха, круглогодичные и сезонные, смешанного типа.
Отдыхающим предлагается летом купание, рыбная ловля, туристические маршруты, познавательные экскурсионные поездки, конные, велосипедные, пешие прогулки, зимой – лыжные, конно-санные маршруты и другие виды зимнего отдыха. Базовый населенный пункт д. Саклово, где будет проживать обслуживающий персонал и размещены объекты обслуживания открытой сети.
Рекреационная зона «Кармановская», размещена в лесном массиве на берегу водохранилища.
Отдыхающим предлагается летом купание, рыбная ловля, катание на лодках под парусом, туристические маршруты водные, пешие, конные, велосипедные, познавательные экскурсионные поездки, зимой – туристические маршруты конно-санные, на снегоходах, катание на лодках под парусом и лыжные.
В зоне предлагается разместить базы отдыха, туристические базы, пансионат, пионерский лагерь санитарного типа, турбазу выходного дня. Объекты длительного и кратковременного отдыха, круглогодичные и сезонные. Опорный пункт – д. Чишма, где размещаются объекты обслуживания открытой сети, перехватывающие стоянки, поселок обслуживающего персонала.
Рекреационная зона «Хмелевка» предназначена для отдыха, лечения, туризма. В рекреационной зоне размещается санатории, курортные гостиницы, пансионат, туристическая база, дом охотника, объекты отдыха. Объекты длительного круглогодичного и сезонного отдыха для детей и взрослых. Отдыхающим предлагаются туристические походы, пешие, лыжные, конные, охота. Опорный пункт – с. Хмелевка, для проживания обслуживающего персонала, где размещаются объекты обслуживания открытой сети, перехватывающие стоянки.
Рекреационная зона «Буйская» размещена на реке Буй. Отдыхающим предлагается купание, рыбная ловля, катание на лодках. Туристические маршруты на лодках, конные, велосипедные, пешие – летом; зимой – конно-санные, на снегоходах, лыжные. Размещаются объекты детского отдыха, круглогодичные, сезонные, длительного характера и кратковременного. Здесь размещается пионерский лагерь существующий, молодежный лагерь, детский оздоровительный лагерь. Базовый населенный пункт – д. Карманово.
Рекреационная зона «Загородная» размещается в зеленом поясе г. Нефтекамска и используется для кратковременного отдыха горожан.
В зоне размещаются базы выходного дня с ночлегом и без ночлега, кемпинг, лыжная, велосипедная база. Базовый населенный пункт – д. Зубовка.
Рекреационная зона «Раздолье» сформирована на базе существующих рекреационных объектов северо-восточнее д. Раздолье. Зона предназначена для детского отдыха и семей с детьми. Отдыхающим предлагаются пешие и лыжные прогулки по лесу, велосипедные маршруты, купания, рыбная ловля, конные прогулки. Опорный пункт д. Раздолье.
Промышленно-коммунальное строительство
Проектные предложения по размещению объектов
промышленно-коммунального назначения
Городской округ город Нефтекамск – это промышленный, торгово-снабженческий и транспортно-распределительный узел системы расселения.
Основными промышленно-коммунальными зонами городского округа являются Нефтекамская – Северная, Нефтекамская – Восточная, Нефтекамская – Центральная, Нефтекамская – Южная, Нефтекамская – Западная, промышленно-коммунальные зоны, Амзинская, Кармановская, Хмелевская, Крым-Сараевская, Марьинская, Ташкиновская, Энергетическая, Чишминская.
Наличие неиспользуемых производственных мощностей
на промышленных предприятиях
Загрузка крупных промышленных предприятий (ОАО «НефАЗ», ОАО «Искож», ООО «Нефтекамский завод нефтепромыслового оборудования», ОАО «Амзинский лесокомбинат», ООО «Нефтекамский машиностроительный завод» и др.) составляет в среднем 60% и позволяет с учетом высокой степени их оснащённости и активной инвестиционной политики рассматривать вопросы организации новых производств и выпуска конкурентоспособной продукции.
Возможность создания замкнутых технологических цепочек
С учетом существующих технологических процессов, организации сборки готовой продукции имеются условия для дальнейшего развития технологических цепочек в ОАО «Нефаз» (например, промкооперация с малыми предприятиями ООО «Автопласт», ООО «Полимер» и др.), ООО Нефтекамский машиностроительный завод» (взаимодействие с ООО «Нефтекамский завод трубопроводного оборудования») и другие, а также участия городского округа в промышленных кластерах регионального и других уровней.
Интересы бизнеса к экономическому развитию территории
и выбору перспективных направлений развития
Крупное, малое и среднее предпринимательство заинтересовано в социальном и экономическом развитии городского округа, свидетельством тому являются инвестиции в развитие новых производств, участие в подготовке
кадров, благотворительная поддержка укрепления материально-технической базы социальной сферы и многое др.
В том числе отдельных примеров:
- организация при содействии ООО«Нефтекамский машиностроительный завод» перспективного производства, ООО «Нефтекамский завод трубопроводного оборудования»;
- развитие социального партнерства между организациями городского округа и образовательными учреждениями (ООО «Нефаз» и Нефтекамский машиностроительный колледж, ООО «Камея» и профессиональный колледж № 27 и др.);
- идея создания индустриального парка «Прикамье», инициированная малыми и средними предприятиями;
- строительство Кармансвской ГРЭС, Ледового дворца, физкультурного оздоровительного комплекса в с. Энергетик, поддержка организациями городского округа спортивных команд и многие другие.
Дальнейшее развитие существующих промышленно-коммунальных зон будет подчинено требованиям охраны окружающей среды. Снижение загрязняющего воздействия промышленно-коммунальных зон будет достигаться как за счет существующих производств на новейшие чистые безотходные технологические процессы с применением современного оборудования, так и за счет осуществления планировочных градостроительных мероприятий.
Нефтекамская – северная промышленно-коммунальная зона самая большая и мощная как территориально, так и по составу промышленно-коммунальных объектов. Проектом предлагается дальнейшие развитие жилой зоны с размещением в ней новых объектов. По существующей территории и объектам предлагается ряд мероприятий:
- упорядочить существующие подъездные пути и создать новые, минуя селитебные территории;
- размещение грузовой железнодорожной станции;
- размещение новых предприятий: индустриальный парк «Прикамье», производственный комплекс предприятий пищевой промышленности;
- резервирование территорий для размещения новых предприятий;
- упорядочить существующую застройку, организация сбора поверхностного стока;
- организация санитарно-защитной зоны и озеленения со стороны селитебных территорий;
-строительство многоуровневых паркингов вместо боксовых гаражей.
Производственно-коммунальная зона Нефтекамская – восточная:
- упорядочение существующих и проектирование новых подъездных путей;
- организация сбора поверхностного стока;
- предложения по размещению новых резервных территорий (складских, внешнего транспорта), размещение пассажирской железнодорожной станции, железнодорожного вокзала, размещение автовокзала с автотранспортным предприятием;
- организация санитарно-защитной зоны и санитарно-защитного озеленения;
- существующие сады-огороды попадающие в санитарно-защитные зоны перевести в разряд санитарно-защитного озеленения;
- строительств многоуровневых паркингов вместо боксовых гаражей.
Нефтекамская – южная промышленно-коммунальная зона требует проведения ряда мероприятий; территориально не расширяется и размещение новых объектов в этой зоне не намечается:
- на территории зоны необходимо упорядочить застройку;
- организовать поверхностный сток;
определены границы санитарно-защитных зон и предлагается создать санитарно-защитное озеленение;
- перевести данные насаждения и коллективные сады в разряд санитарно-защитного озеленения;
- замена боксовых гаражей многоуровневыми паркингами.
Нефтекамская – западная промышленно-коммунальная зона незначительного по размеру территорий и составу. Развития в проекте не получает и на перспективу предлагается к ликвидации. Часть объектов находящихся в зоне переносятся в зону Нефтекамска – северная. Территория объектов внешнего транспорта – железной дороги после демонтажа железного полотна используется по проектному функциональному назначению.
На перспективу проектом предлагается новая трасса железнодорожной ветки до г. Агидель.
Производственно-коммунальная зона «Амзинская» находится в северо-западной части с. Амзя. Территория зоны благоустраивается, застройка упорядочивается, часть застройки выносится за пределы водоохраной зоны реки Буй.
Предусматривается зарегулированный сбор поверхностных стоков.
Проектом резервируются территории для размещения новых объектов, за счет упорядочения застройки в основном и отведения новых территорий с развитием зоны в западном направлении вдоль железной дороги.
Проектом запроектирована организация водоохраной зоны и санитарно-защитной зоны с защитным озеленением.
Производственно-коммунальная зона «Хмелевская» расположена на южной окраине с. Хмелевка.
В данной зоне проектом предложен ряд мероприятий:
- упорядочение территорий;
- организация поверхностного стока;
- обвалование территорий объектов нефтедобычи (скважин);
- организация подъездных путей;
- организация санитарно-защитной зоны и защитного озеленения;
- развитие зоны (резервные территории) заложены в южном направлении.
Производственно-коммунальная зона «Кармановская» размещается на южном берегу Кармановского водохранилища вытянута в направлении запад-восток.
Проектом предлагается:
- организация водоохраной зоны с защитным озеленением этой зоны;
- организация санитарно-защитной зоны с организацией защитного озеленения;
- упорядочение застройки на территории зоны;
- организация зарегулированного поверхностного стока;
- организация набережной – в границах застроенных территорий;
- техперевооружение объектов находящихся в составе зоны.
Ташкиновская производственно-коммунальная зона находится в восточной части села. По Ташкиновской зоне предлагается ряд мероприятий:
- организация санитарно-защитной зоны с защитным озеленением;
- организация поверхностного стока;
- упорядочение существующей застройки;
- наращивание мощностей существующих предприятий на отведенных ранее территориях;
- организация обваловки территорий объектов нефтедобычи (скважин).
Производственно-коммунальная зона Крым-Сараевсая - в проекте предлагается её небольшое развитие: организация санитарно-защитной зоны и защитного озеленения, размещается зона в д. Крым-Сараево на его окраине. В зоне закладываются резервные территории, организовываются подъезды минуя селитебные территории.
Производственно-коммунальная зона «Чишминская» находится в д. Чишма вдоль её юго-западной окраины. Проектом предлагается организация санитарно-защитной зоны с защитным озеленением со стороны селитебных территорий.
Производственно-коммунальная зона Маринская не развивается, предлагается заменить боксовые гаражи на многоуровневые паркинги надземно-подземные с встроено-пристроенными предприятиями по обслуживанию автомобилей, с размещением коммунальных объектов по обслуживанию инженерных коммуникаций, населения. Территория благоустраивается, организовывается сбор поверхностного стока, предлагается организовать санитарно-защитную зону с санитарно-защитным озеленением.
В промышленно-коммунальных объектах селитебных территорий проектом предлагается ряд мероприятий:
- вынос части объектов в промышленно-коммунальную зону;
- полное благоустройство территорий;
- организация санитарно-защитных зон с плотным защитным озеленением.
Территории объектов и предприятий
санитарной очистки и утилизации отходов
В настоящее время в городском округе функционирует 7 кладбищ. Размещение территорий кладбищ по отношению к жилой застройке соответствует санитарным требованиям.
Изменение параметров в проекте определено согласно расчетам. Заложены резервные территории под расширение действующих кладбищ. Для группы населенных пунктов на перспективу заложены резервные территории в районе существующего кладбища западнее района населенного пункта Шиметово.
Существующий полигон твердых бытовых отходов – государственная собственность переданная в хозяйственное ведение ГУП «Табигат» РБ. Размещение полигона относительно жилой застройке соответствует санитарным требованиям.
Территория существующего скотомогильника размещена с нарушением санитарных требований и его состояние не соответствует также санитарным требованиям.
Проектом предлагается закрыть действующий скотомогильник, на территории в 0,1 га необходимо выполнить рекультивацию земель в соответствии с санитарными требованиями.
Полигоны промышленных отходов существующие: полигон Кармановской ГРЭС – филиал ООО «Башкирская генерирующая компания», в настоящее время полигон законсервирован.
Транспорт
При решении транспортных проблем проектом предложены решения по территориям внешнего транспорта и внутри городского транспорта.
Предложения по внешнему транспорту:
- упорядочение территорий внешнего транспорта, организация поверхностного стока;
- реконструкция аэродрома и аэровокзала;
- проектные предложения по трассировке железной дороги, организация пассажирской железнодорожной станции и железнодорожного вокзала;
- организация грузовой железнодорожной станции, вынос существующего автовокзала в промышленно-коммунальную зону «Нефтекамская - восточная», с размещением там же автотранспортного предприятия;
- предложены трассы дорог для транспортного движения автомобильного транспорта;
- выполнена классификация магистральных дорог и улиц, которые приведены в соответствие с классификацией их параметров;
- зарезервированы территории для автотранспортных предприятий и объектов по обслуживанию автотранспортных средств;
- вынос объектов трубопроводного транспорта из селитебных территорий, вынос нефтебазы в северную промышленную зону и размещение её рядом с грузовой станцией и продуктопроводом;
- организация санитарно-защитных зон и защитного озеленения.
Современная обеспеченность городского округа внешним транспортом достаточно высокая. С севера к городу подходит однопутная железнодорожная линия протяжением 15км, которая в район станции Амзя подключается к магистральной железнодорожной линии Казань-Свердловск. В настоящее время по этой линии осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Пассажирские перевозки пригородные в направлении Нефтекамск-Амзя-Янаул. В 6 км от центра города Нефтекамска в северо-восточной стороне расположен гражданский Аэропорт, обеспечивающий скоростные грузовые и пассажирские связи с городами Уфой, Пермью и другими городами. Грузовые и пассажирские перевозки водным транспортом осуществляются от пристани расположенной в 6 км западнее города на левом берегу р. Камы.
Автомобильные связи городского округа осуществляются по автомобильным дорогам межмуниципального и муниципального значения.
Трубопроводный транспорт обеспечивает транспортировку нефтепродуктов. Вдоль восточных и северных границ города проходит нефтепродуктопровод с ответвлением на город Нефтекамск.
В целях обеспечения государственных задач в области развития транспортной системы Российской Федерации и в Республике Башкортостан были приняты правительствами Российской Федерации и Республики Башкортостан ряд целевых программ: федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» за период 2009-2015 годы и 2016-2030 годы; «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»; Республиканская целевая программа «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан» на 2010-2015 годы; Республиканская целевая программа «Развитие воздушного транспорта на территории РБ на 2009-2020 годы». В проекте «Внесение изменений в генеральный план ГО г. Нефтекамск» были учтены проектные предложения проекта «Внесение изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан» разработанного институтом ООО «Институт строительных проектов»: по железнодорожному транспорту – линия железной дороги; по автомобильному транспорту – трасса автомобильной магистральной дороги регионального значения; по водному транспорту – размещение грузового и транспортного портов; а также организация в г. Нефтекамске многофункционального терминального комплекса и пассажирского пересадочного транспортного комплекса.
Природный комплекс
Открытые земли включают все земли сельскохозяйственного, рекреационного, природоохранного назначения, а также лесного и водного фонда. Городские зеленые насаждения парков и скверов, бульваров также являются составной частью открытых пространств.
В целях сохранения этих территорий, являющихся важным фактором улучшения состояния окружающей среды и поддержания биологического разнообразия, проектом предлагается все земли крытых пространств выделить в природный комплекс с особым режимом использования.
Расчет территорий земельного строительства.
Наименование жилых образований |
Парки, скверы, бульвары 18м2/чел |
Лесопарк, лугопарк 100м2/чел |
Зеленый пояс, 50-200 м2/чел |
Питомники 5м2/чел |
Цветочные хозяйства 0,4м2/чел |
Итого |
||||||
1оч |
РС |
1оч |
РС |
1оч |
РС |
1оч |
РС |
1оч |
РС |
1оч |
РС |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
г. Нефтекамск |
239,9 |
239,9 |
1333 |
1330 |
132,0 |
2666 |
66,6 |
66,5 |
5,3 |
5,3 |
4310,8 |
4300,1 |
с. Амзя – с. Кумово |
11,4 |
14,0 |
63,4 |
78,0 |
78,0 |
31,7 |
3,2 |
3,9 |
0,2 |
0,3 |
109,9 |
135,2 |
с. Энергетик – с. Карманово |
10,5 |
11,1 |
58,3 |
61,9 |
61,9 |
29,1 |
2,9 |
3,0 |
0,2 |
0,2 |
101,0 |
107,1 |
с. Ташкиново |
4,7 |
4,0 |
26,3 |
22,4 |
22,4 |
13,2 |
1,3 |
1,1 |
0,1 |
0,09 |
45,5 |
38,79 |
д. Чишма |
0,2 |
0,3 |
0,9 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
0,05 |
0,08 |
- |
0,01 |
1,65 |
2,69 |
с. Хмелевка |
0,2 |
0,4 |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
0,6 |
0,06 |
0,1 |
0,01 |
0,01 |
2,07 |
3,51 |
д. Марино |
0,5 |
55,5 |
2,7 |
308,0 |
308,0 |
5,4 |
0,1 |
15,4 |
0,01 |
1,2 |
8,71 |
996,1 |
д. Крым-Сараево – д. Кутлинка |
3,2 |
6,1 |
17,7 |
34,0 |
34,0 |
10,0 |
0,9 |
1,7 |
0,07 |
0,1 |
31,87 |
58,9 |
Итого |
270,6 |
330,7 |
1503,5 |
1837,8 |
1837,8 |
2756,5 |
75,11 |
91,78 |
5,89 |
7,21 |
4611,6 |
5642,39 |
Мероприятия, заложенные проектом по зеленому строительству:
- организация природного парка «Широколиственные леса и пойма реки Кама в окрестностях города Нефтекамска» на базе Нижнебуйского лесного массива и Березовского лесного массива:
- организация городского парка с западной и юго-западной стороны центрального жилого района, западного и северо-западного;
- организация парков во всех населенных пунктах входящих в состав городского округа;
- организация набережных вдоль рек в границах застроенных территорий;
- организация скверов, курданеров у общественных зданий;
- организация бульваров – зеленых коридоров связывающие крупные зеленые массивы с внутренними территориями города и обеспечивающих поступление свежего воздуха в жилую застройку;
- организация лесо-, лугопарков на примыкающих к селитебным территориям пространствах на базах существующих лесных массивах и посаженных вновь;
- организация питомников для обеспечения городского округа посадочным материалом для организации озеленения улиц и дорог, санитарно-защитного озеленения, водоохранного озеленения;
- организация зеленого пояса городского округа. Благоустройство лесных массивов с организацией специальных отведенных мест массового отдыха населения городского округа.
Динамика территорий в границах городского округа
Городской округ географически расположен на территории 2х районов – Краснокамский и Янаульский, границы имеют очень сложную конфигурацию. Земельных ресурсов для развития город в существующих границах не имеет. Учитывая все ограничения природные, градостроительные, проектом было предложено 2 варианта развития территорий, размещая необходимые для нужд города, определенные расчетом, объекты жилищного, культурно- бытового назначения, инженерно транспортной инфраструктуры, промышленно-коммунального назначения, объекты отдыха и рекреации на землях Краснокамского и Янаульского районов используя в первую очередь неудобные земли, деградированные пашни, пастбища.
Инженерная инфраструктура
Водоснабжение и водоотведение
Проектные предложения
Настоящим проектом предусматривается застройка жилого массива:
-малоэтажная индивидуальная с участками и домами, оборудованными внутренним водопроводом с местными водонагревателями и канализацией;
- секционными многоквартирными жилыми домами оборудованными внутренним водопроводом и канализацией с централизованным горячим водоснабжением;
- строительство общественных и коммунальных зданий оборудованных внутренним водопроводом и канализацией с централизованным горячим водоснабжением.
Проектируемые сети хозяйственно-питьевого противопожарного водопровода обеспечивают пропуск потребного количества воды с учетом пожарного расхода (максимальное водопотребление + пожар).
Для улучшения качества воды, подаваемой потребителям и увеличения надежности работы системы водоснабжения необходимо выполнение работы по проекту «Реконструкция объектов системы водоснабжения г. Нефтекамск», разработанного ООО «Техностройэнерго» по заказу МУП «Нефткамскводоканал» в 2007-2009гг.
Необходим поиск и оценка подземного источника водоснабжения, отвечающего требованиям санитарно-гигиеническим нормативов, так как подземные воды более защищены, менее подвержены сезонным колебаниям качества воды и загрязнениям поверхностными стоками, чем поверхностный источник.
Для улучшения качества питьевой воды необходимо перевооружение водоочистных сооружений и увеличение их мощности, также необходима реконструкция разводящих сетей водоснабжения.
Для надежного и бесперебойного водоснабжения с. Амзя, создания регулирующего, пожарного и аварийного объема воды, требуется строительство резервуаров в системе водоснабжения и реконструкция сетей.
Проектируемые водопроводные сети приняты к прокладке из полиэтиленовых напорных труб ГОСТ 18599-2001.
Диаметры перемычек и расчетная схема водоснабжения определяются на последующих стадиях проектирования.
Для полива проездов и городских зеленых насаждений рекомендуется использовать воду из близлежащих рек. Полив осуществляется поливочными машинами.
Удельные водопотребления приняты по таблице 1 СНиП 2.04.02-84* и составляют 200 л/сут. на 1 человека, проживающего в малоэтажной индивидуальной застройке; 300 л/сут. на 1 человека, проживающего в многоэтажной секционной застройке. Согласно примечаниям п. 2.1 СНиП 2.04.02-84* эти нормы включают расходы воды на хозяйственно-питьевые и бытовые в общественных зданиях.
Количество воды на нужды промышленности, обеспечивающей население продуктами, и неучтенные расходы принимается дополнительно в размере 15% суммарного расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды населенного пункта.
Нормы водопотребления и расходы сведены в таблицах 1-14.
Приращения объемов водопотребления по жилым районам представлены в таблицах 15-19.
Пожаротушение
Наружное пожаротушение предусматривается от сети водопровода. Пожарные гидранты устанавливаются вдоль автомобильных дорог не ближе 2,5 м. от края проезжей части. Расстояние между пожарными гидрантами принимается по п. 8.16 СНиП 2.04.02-84*.
Водоотведение
Проектное решение
В связи с ужесточением экологических требований к качеству очищенных стоков и необходимостью производить очистку не только по органическим загрязнениям, но и по основным биогенным показателям, заложенная в первоначальный проект технологическая схема очистки не обеспечивает сегодня необходимое качество сбрасываемых в водоем стоков. В целях увеличения мощности очистных сооружений канализации и доведения качества очистки сточных вод до нормативов предельно допустимого сброса вредных веществ необходимо реализовать проект «Реконструкция существующих очистных сооружений канализации города Нефтекамска Республики Башкортостан».
Для выполнения пункта 5.8 СниП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» необходимо строительство 2 линии напорных коллекторов с устройством в случае необходимости между ними переключений из условия обеспечения при аварии на одном из них пропуска 100%-ного расчетного расхода.
Необходима полная замена напорных стальных коллекторов диаметром 630 мм от канализационной насосной станции (далее - КНС) (по ул. Дзержинского, 19) до биологических очистных сооружений (далее - БОС).
Требуется реконструкция КНС по проспекту Юбилейному, 29 в связи со 100%-ным износом.
Также для надежного и бесперебойного отведения сточных вод от населения и предприятий города, увеличения мощности КНС и пропускной способности коллекторов в соответствии с нормативными требованиями, тем самым создания резерва для пропуска существующих и перспективных нагрузок и развития города по заказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства ООО «Эко-Строй» необходимо выполнение проекта «Реконструкция коллекторов и канализационныз насосных станций г. Нефтекамск».
Схема канализования территории в границах проекта планировки решена с учетом сложного рельефа местности, гидрогеологических условий площадки строительства.
Производительность проектируемых и реконструируемых канализационных насосных станций, тип оборудования, серии типовых проектов, диаметры перемычек и расчетная схема водоотведения определяются на последующих стадиях проектирования.
Сети самотечной и напорной канализации приняты к прокладке из двухслойных гофрированных полипропиленовых труб «Wavin X–Stream». Диаметры трубопроводов рассчитываются на последующих этапах проектирования.
Трубопроводы напорной канализации прокладываются в две нитки.
Норма водоотведения принята по табл. 1, 3 СНиП 2.04.02–84*.
Нормы водоотведения и расходы стоков сведены в таблицах 1-14.
Приращения количества стоков по жилым районам представлены в таблицах 15-19.
Газоснабжение
Проектные решения
Исходя из планировочной структуры, разделом проектируются газовые сети и газорегуляторные пункты.
Производительность газораспределительных пунктов, шкафов распределительных, типы газового оборудования, серии типовых проектов, диаметры перемычек, байпасов и расчетная схема газоснабжения определяются на последующих стадиях проектирования.
Размещение газопроводов выполняется в пределах поперечных профилей улиц. Прокладка - подземная из стальных или полиэтиленовых труб. Отключение отдельных участков газопроводов осуществляется арматурой, расположенной в колодцах.
Активная защита стальных газопроводов выполняется катодной поляризацией.
Теплоснабжение
Проектные решения
Расходы тепла на отопление секционной и усадебной застройки определены в соответствии со СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» по укрупненным показателям, исходя величины общей площади. Расходы тепла на отопление и вентиляцию общественных зданий, определены как доля 25% от расходов тепла на секционную застройку. Расходы тепла на горячее водоснабжение учтены по удельному среднему расходу тепла на эти нужды с применением коэффициента 2,4 для перехода на максимальный расход.
В таблице 2 приведены итоговые данные потребности в тепловой энергии.
Учитывая наличие значительного резерва тепловой мощности на источниках (основными источниками теплоснабжения города Нефтекамск сохраняются КЦ-2, КЦ-6, малые котельные), наиболее целесообразный вариант покрытия тепловых нагрузок в паре и горячей воде за счет наиболее полного использования оборудования на источниках теплоснабжения.
Производительность центрального теплового пункта, типы оборудования, серии типовых проектов, диаметры перемычек, байпасов и расчетная схема теплоснабжения определяются на последующих стадиях проектирования.
Теплоснабжение отдельно далеко стоящих общественных зданий и секционной застройки на новых территориях проектом предусматривается от автономных теплоисточников, в качестве которых могут быть предложены сертифицированные модульные котельные в двухконтурном исполнении, работающих на природном газе низкого давления.
Электроснабжение
Проектное решение
С учетом перспективы роста электропотребления ГО город Нефтекамск Республики Башкортостан, электроснабжение проектируемой территории будет осуществляться от ПС 110/35/6кВ (БашРЭС) «Михайловка» (2х25МВА); ПС 110/6кВ (БашРЭС) «Монтажная» (2х25МВА); ПС 110/6кВ (БашРЭС) «Искож» (2х25МВА); ПС 110/35/6кВ (БашРЭС) «Уразаево» (1х25МВА; 1х16МВА); ПС 35/6кВ (БашРЭС) «Нефтекамск» (1х10МВА; 1х6,3МВА); ПС 36/6кВ (БашРЭС) «Зенит» (2х6,3МВА); ПС 35/6кВ (БашРЭС) «Касево» (1х4,0МВА); также в электроснабжении города участвуют: ПС 110/6кВ (НЗАС) «Автозавод» (2х6,3МВА); ПС 110/6кВ (Башнефть) «Ташкиново» (2х10МВА); ПС 35/6кВ (Водозабор, Башнефть, Водоканал, НМПЭС) «Кама» (2х4,0МВА); ПС 35/6кВ (Башнефть,НМПЭС) «КНС-14» (1х4,0МВА).
Для улучшения схемы электроснабжения ГО г. Нефтекамск необходимо:
1. Реконструкция ПС «Уразаево» с заменой силового трансформатора 16МВА на 25МВА для разгрузки ПС «Михайловка» и обеспечения проектной нагрузки;
2. Увеличение мощности силовых трансформаторов ПС «Зенит» 2х6,3МВА до 2х16МВА;
3. Реконструкция ПС 35/6кВ «Нефтекамск» с заменой силовых трансформаторов 1Т и 2Т на 2х25МВА, с расширением ЗРУ-6кВ, строительством ОРУ-110 и запиткой ПС «Нефтекамск» по сети 110кВ, перераспределение нагрузок с ПС «Искож» и ПС «Михайловка»;
4. Реконструкция ПС 35/6кВ «Касево» с установкой силовых трансформаторов 2х40МВА, строительством ОРУ-110кВ и переводом питания подстанции по сети 110кВ.
5. Реконструкция ПС «Монтажная» для разгрузки ПС «Михайловка».
6. Строительство 2-х цепной ВЛ-35кВ «Михайловка»-«КНС-14» протяженностью 4,7км.
7. На перспективу развития ГО г. Нефтекамск необходимо перенести часть существующей ВЛ-35кВ проходящей по территории застройки северо-западного жилого района.
Количество проектируемых подстанций и мощности установленных на них трансформаторов определены, исходя из величин и территориального размещения электрических нагрузок и вариантных проработок.
Электрические нагрузки определены в соответствии с «Руководящими материалами по проектированию электроснабжения сельского хозяйства» института «Сельэнергопроект», РД 34.20.185-94 «Инструкция по проектированию городских электрических сетей» и дополнение к разделу 2 «Расчетные электрические нагрузки» с изменениями и дополнениями от 1.08.1999 г. Инструкции по проектированию городских электрический сетей РД 34.20.185-94 и СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий».
Электрическая нагрузка по ГО г. Нефтекамск с разбивкой по жилым районам приведена в таблице.
|
Нагрузка, кВт.* |
||||
Наименование |
Сущ. |
Приращение 1-я очередь |
Всего 1-я очередь |
Приращение Р/с (вт.ч. 1-я очередь) |
Всего Р/с |
Жилой район «с. Хмелевка» |
38,5 |
11 |
49,5 |
44 |
82,5 |
Жилой район «с. Амзя – с. Кумово» |
3237,85 |
249,15 |
3487 |
1052,7 |
4290,55 |
Жилой район «д. Кутлинка – д. Крым-Сараево» |
273,9 |
699,6 |
973,5 |
1596,65 |
1870,55 |
Жилой район «д. Чишма» |
44 |
22 |
66 |
68,75 |
112,75 |
Жилой район «с. Энергетик – с. Карманово» |
2015,75 |
284,9 |
2300,65 |
370,7 |
2386,45 |
Жилой район «с. Ташкиново» |
1234,2 |
99,55 |
1333,75 |
231,4 |
1447,6 |
Жилой район «д. Марино» |
148,5 |
0 |
148,5 |
16791,5 |
16940 |
Жилой район «Южный» |
2546,5 |
9116,25 |
11662,75 |
9116,25 |
11662,75 |
Жилой район «Центр» |
34716 |
5150,75 |
39866,75 |
5150,75 |
39866,75 |
Жилой район «Восточный» |
2725,25 |
2175,25 |
4900,5 |
6638,5 |
9363,75 |
Жилой район «Ротково» |
2398 |
63,25 |
2461,25 |
110 |
2508 |
Жилой район «Касево» |
918,5 |
0 |
918,5 |
0 |
918,5 |
Жилой район «Западный» |
3624,5 |
9908,25 |
13532,75 |
11847 |
15471,5 |
Жилой район «Северо-западный» |
143 |
184,25 |
327,25 |
14533,75 |
14676,75 |
Итого: |
54064,45 |
27964,2 |
82028,65 |
67533, 95 |
121598,4 |
*Без учета промышленных предприятий
Телефонизация
Проектное решение
Потребность в телефонах принята из расчета 100% охвата для жилых зданий и минимальное необходимое количество телефонных номеров для административно-хозяйственных объектов и культурно бытовых учреждений и т.п.
Предварительное количество необходимых телефонных номеров на 1-ю очередь и расчетный срок приведены в таблице.
|
Количество абонентов* |
||||
Наименование |
Максимальное количество абонентов на 2009 г. |
Приращение 1-я очередь |
Всего 1-я очередь |
Приращение Р/с (в т.ч. 1-я очередь) |
Всего Р/с |
Жилой район «с. Хмелевка» |
60 |
12 |
72 |
36 |
96 |
Жилой район «с. Амзя - с. Кумово» |
2436 |
972 |
3408 |
2184 |
4620 |
Жилой район «д. Кутлинка - д. Крым-Сараево» |
216 |
792 |
1008 |
1704 |
1920 |
Жилой район «д. Чишма» |
72 |
24 |
96 |
60 |
132 |
Жилой район «с. Энергетик - с. Карманово» |
0 |
2316 |
2316 |
2712 |
2712 |
Жилой район «д. Марино» |
120 |
12 |
132 |
14700 |
14820 |
Жилой район «Южный» |
2028 |
8100 |
10128 |
8100 |
10128 |
Жилой район «Центр» |
42084 |
0 |
42084 |
804 |
42888 |
Жилой район «с. Ташкиново» |
972 |
252 |
1224 |
276 |
1248 |
Жилой район «Восточный» |
2112 |
1812 |
3924 |
5640 |
7752 |
Жилой район «Ротково» |
1860 |
84 |
1944 |
84 |
1944 |
Жилой район «Касево» |
720 |
0 |
720 |
0 |
720 |
Жилой район «Западный» |
2892 |
8784 |
11676 |
11652 |
14544 |
Жилой район «Северо-западный» |
0 |
0 |
0 |
12744 |
12744 |
Итого: |
55572 (32492**) |
23160 |
78732 |
60696 |
116268 |
*Без учета промышленных предприятий
** Существующее количество абонентов на 2010 г. по ГО г. Нефтекамск
К расчету генплана ГО город Нефтекамск Республики Башкортостан на 1-ю очередь нового строительства всего предполагается - 23160 телефонных номеров, на расчетный срок (с учетом 1-й очереди) нового строительства - 60696 телефонных номеров.
Теле-радиокоммуникации
Проектное решение
Нагрузка теле-радиотрансляционной сети складывается из теле-радиоточек индивидуального пользования и радиоточек коллективного пользования.
Расчет количества теле-радиоточек ведется из условия 100% охвата семей проводным вещанием.
Количество новых теле-радиоточек будет составлять:
- на 1-ю очередь строительства - 23160 шт.
на расчетный срок (с учетом 1-й очереди) - 60696 шт.
Генплан, Схема зонирования, Схема комплексной оценки территорий, Схема транспортной инфраструктуры