О состоянии пожарной безопасности на территории городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Проект

Внесен председателем Совета городского округа

 

Р Е Ш Е Н И Е   С О В Е Т А

 

О состоянии пожарной безопасности на территории

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

 

Заслушав информацию начальника муниципального бюджетного учреждения «Управление гражданской защиты городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» Хабибуллина Р. Д. о состоянии пожарной безопасности на территории городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, Совет городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан  р е ш и л:

 

1. Информацию о состоянии пожарной безопасности на территории городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан принять к сведению.

2. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

 

Председатель Совета                                                                           Д. Крюков

 

Нефтекамск

00 мая 2014 года

№ 3-25/00

Проект

И Н Ф О Р М А Ц И Я

о состоянии пожарной безопасности на территории

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

 

Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что одним из вопросов местного значения является решение вопросов, направленных на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, успешное решение которых, в первую очередь, влияет на минимизацию рисков, повышение уровня безопасности населения, сохранности жизни, здоровья людей и их материальных ценностей.

В минувшем 2013 году в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее – городской округ) зарегистрировано 80 пожаров, где уничтожено 6 индивидуальных жилых домов и 20 надворных построек, 17 квартир, 8 единиц транспорта, 3 производственных, складских помещения. В огне погибли 4 человека, 6 получили травмы различной степени, прямой ущерб составил более 20 млн. рублей. Почти все причины пожаров были связаны с человеческим фактором: нарушение правил ведения огневых работ, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил при эксплуатации электроприборов, отопительных печей. Настораживает рост количества умышленных поджогов, таковых было 22.

Как видим, несмотря на проводимую большую работу по профилактике пожаров, агитационной массовой работе, запреты, пожары происходят и, к сожалению, тяжесть последствий осознают только те, кто сам пострадал. Поражает халатность людей в вопросах пожарной безопасности по отношению к своему жилью. Причины элементарные: дымоходная труба вплотную прикреплена к деревянным конструкциям, электропроводка выполнена как попало, допускается перекал печей, оставляются без присмотра электроприборы.

За 2013 год подразделениями Нефтекамского гарнизона пожарной охраны совершено 3701 выезд, включая и выезды в соседние районы - Краснокамский, Янаульский, Калтасинский, из них на пожары - 80 выездов, ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий - 15, загорания сухой травы - 61, подгорание пищи - 58, загорание мусора 187 раз. Количество выездов за сутки доходило до 30.

С целью совершенствования нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности в отчетном году администрацией городского округа принято 6 постановлений и проведено 5 заседаний комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности на злободневные темы.

С 2011 года в городе функционирует Целевая программа «Пожарная безопасность образовательных учреждений городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2011-2015 годы. По данной Программе в 2013 году планировалось выделение 4 411 тыс. рублей. Фактический объем работ был выполнен на сумму 5 770 тыс. рублей (бюджет Республики Башкортостан – 1 250 тыс. рублей, бюджет городского округа – 4 520 тыс. рублей).

В минувшем году администрацией городского округа принята городская целевая Программа снижения рисков до 2017 года, где для обеспечения пожарной безопасности предприятий, организаций и учреждений предусмотрено выделить из бюджетов различных уровней около 640 млн. рублей. В первом квартале 2014 года освоено около 500 тыс. рублей.

Обучение руководящего состава и специалистов объектов экономики, а также информирование населения городского округа в области пожарной безопасности организовано в соответствии с постановлениями администрации городского округа от 27 июля 2007 года № 2180 «Об организации подготовки населения городского округа город Нефтекамск в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 03 мая 2011 года №1545 «О порядке проведения противопожарной пропаганды и обучения населения городского округа город Нефтекамск мерам пожарной безопасности».

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление гражданской защиты городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» (далее – МБУ «УГЗ г. Нефтекамск») получило лицензию на проведение образовательной деятельности в области безопасности и обучает должностных лиц объектов экономики и населения мерам пожарной безопасности. Группой профилактики ведется весеннее обследование частных дворов и садоводческих участков, выдаются предложения на устранение выявленных нарушений, распространяются памятки о правилах пожарной безопасности.

В рамках Месячника безопасности детей в городском округе под руководством директоров общеобразовательных школ городского округа при участии сотрудников пожарной охраны, МБУ «УГЗ г. Нефтекамск» во всех учреждениях в настоящее время проводятся объектовые тренировки по эвакуации учащихся и персонала, отрабатываются практические действия обучаемых при угрозе и возникновении пожаров, террористических актов.

По плану Месячников «Гражданская защита» и «День защиты детей» для учащихся общеобразовательных учреждений городского округа проводятся дни открытых дверей в пожарные подразделения города.

В целях предупреждения гибели и травматизма людей при пожарах, стабилизации обстановки с обеспечением пожарной безопасности на территории городского округа город Нефтекамск с 21 апреля 2014 года объявлен Месячник пожарной безопасности, в ходе которого организованы следующие мероприятия:

- в населенных пунктах городского округа и микрорайонах индивидуальной застройки проводятся сходы граждан, где рассматриваются вопросы пожарной безопасности с участием сотрудников муниципальной и государственной пожарной охраны;

- в средствах массовой информации регулярно публикуются статьи должностных лиц МБУ «УГЗ г. Нефтекамск» и Нефтекамского гарнизона пожарной охраны о возникающих пожарах, причинах их возникновения, а также о необходимых мерах по их недопущению;

- устраиваются минерализованные полосы, путем опашки, в районах, прилегающих к лесным массивам, вблизи населенных пунктов;

- проводится патрулирование садоводческих кооперативов силами полиции и частного охранного предприятия «Казачья охрана – Ягуар».

Во исполнение действующего законодательства ежегодно два раза в год совместно с представителями муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал» проводятся сезонные проверки состояния систем наружного противопожарного водоснабжения на работоспособность и обеспечение требуемого расхода на цели пожаротушения водопроводных сетей, а также возможность забора воды для нужд пожаротушения из водоисточников. Во всех населенных пунктах имеется возможность забора воды пожарной техникой, в г. Нефтекамск – сеть пожарных гидрантов, 4 пирса для забора воды, 5 искусственных водоемов. Для вызова пожарных и спасателей имеется телефонная связь всех видов и операторов сотовой связи.

Профессии людей, обеспечивающих безопасность на производстве, в последнее время особо востребованы. Недостачу в специалистах своевременно восполняют государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нефтекамский нефтяной колледж, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нефтекамский машиностроительный колледж, где готовят специалистов пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Если у нефтяного колледжа выпуск специалистов еще не состоялся, то выпускники машиностроительного техникума трудятся в различных отраслях по своей специальности и, не останавливаясь на достигнутом, повышают свои знания в ВУЗах страны.

Охрану городского округа от пожаров осуществляет Нефтекамский гарнизон пожарной охраны, в состав которого входит: федеральная пожарная часть № 37, подразделения муниципальной пожарной охраны городского округа: ПЧ-1, ПЧ-2, ПЧ-3. Стопроцентное прикрытие территории городского округа подразделениями пожарной охраны не обеспечивается, так как с 01 февраля 2014 года Кармановская ГРЭС общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» (далее - Кармановская ГРЭС) прекратила договорные отношения с Муниципальным автономным учреждением «Управление пожарной охраны городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» (далее – МАУ «УПО г. Нефтекамск») по организации обеспечения пожарной безопасности, хотя объект имеет категорию по гражданской обороне, стратегическую важность для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики ряда регионов страны. Настоящий объект в федеральный перечень предприятий топливно-энергетического комплекса, которые обязаны заключать договора с профессиональными пожарными подразделениями, не включен.

Пожарная часть №5 МАУ «УПО г. Нефтекамск» по охране Кармановской ГРЭС входила в состав Нефтекамского гарнизона пожарной охраны и была включена в расписание выездов для тушения пожаров не только на территории объекта, но и в ближайших населенных пунктах города и Янаульского района в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В селе Энергетик размещено 17 многоэтажных домов, где проживает более 3,6 тыс. человек, 6 садоводческих объединений на 2289 хозяев.

Созданием добровольной пожарной охраны проблема тушения пожаров в многоэтажных домах села не решится: необходима спецтехника (автолестница) и подготовленные подразделения газодымозащитной службы, а это уже лицензируемый вид деятельности.

Рассмотрев данный вопрос, комиссия городского округа по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности выразила свою обеспокоенность перед руководством Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, предложив варианты решения данной проблемы.

Понимая реальную и потенциальную опасность для объекта, руководство Кармановской ГРЭС приняло решение заключить договор по организации обеспечения пожарной безопасности с государственным бюджетном учреждении «Аварийно-спасательная служба Республики Башкортостан». Вновь создаваемая часть войдет в состав Нефтекамского гарнизона пожарной охраны и будет охранять от огня не только Кармановскую ГРЭС, а и ближайшие населенные пункты в соответствии с Техническим регламентом о пожарной безопасности.

Наряду с положительными показателями, есть и проблемы, о которых, я считаю, необходимо говорить:

1. В городском округе эксплуатируется 21 здание повышенной этажности высотой более 30 метров. Администрации городского округа совместно с предприятиями строительного комплекса в 2009 году для спасения людей и организации тушения пожаров в них приобрела автолестницу АЛ-50 (КАМАЗ-65115) стоимостью 11,820 млн. рублей (за которую до сих пор не рассчитались). В последующем данная техника установленным порядком была передана пожарной части №37 Федерального государственного казенного учреждения «26 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» (далее - ПЧ-37 ФГКУ «26 ОФПС по РБ») по охране г. Нефтекамск.

Из-за несоответствия рельефа въезда на территорию пожарной части габаритами шасси и отсутствия подходящего по размерам отапливаемого бокса в пожарном депо с момента передачи автолестница находится в муниципальном производственном здании по адресу: ул. Автозаводская, 1 «В» без боевого расчета на расстоянии 5 км от городской пожарной части.

В целях своевременного реагирования ПЧ-37 ФГКУ «26 ОФПС по РБ» на возможные пожары, аварии, происшествия в зданиях повышенной этажности высотой более 30 метров, дабы не повторить январские Янаульские события, администрацией городского округа в конце февраля направлено письмо в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан с просьбой в ближайшее время выделить штатные единицы для организации боевого дежурства и в последующем организовать строительство отапливаемого бокса на территории части для размещения автолестницы. К сожалению, ответа нет и пока временно выходим из положения силами муниципальной пожарной охраны.

2. Федеральным законом от 11 июля 2012 года № 117-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон).

С 13 июля 2014 года Закон обязывает в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений), Ф 1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов), Ф 4.1 (здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования) и Ф 4.2 (здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов) обеспечивать дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении дополнительно должны быть оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

На сегодняшний день для дооборудования пожарной сигнализации вышеназванных муниципальных учреждений необходимо 400 тыс. руб., иначе начало нового учебного года может быть под вопросом. А времени с учетом закупочных процедур практически не осталось.

3. Не задумываясь о последствиях, в городском округе практикуется перекрытие улиц шлагбаумами, ограждениями из труб, бетонными плитами, тем самым исключается возможность проезда для техники пожарной охраны, скорой медицинской помощи и службы газа. В весеннюю и осеннюю распутицу и особенно в зимний период, когда дороги узкие, разворот большегрузной пожарной техники и поиск объездных путей приводит к потере драгоценных минут. А опыт показывает, что успех тушения пожара зависит от первых 10-15 минут после обнаружения. Кроме того, службы экстренного реагирования обеспокоены беспорядочно оставленным транспортом во дворах многоэтажных домов, как правило, проезд остается с расчетом на одну легковую машину. Подъезжая на пожарных ЗИЛах, УРАЛах приходится сигналить и ждать, когда хозяева появятся и уберут машины, а в это время чья-то квартира полыхает и тогда приходится обращаться в правоохранительные органы о необходимости проведения профилактических мероприятий, эвакуировать на штрафные стоянки брошенные с нарушением правил парковки автомобили. Эта же ситуация влияет и на своевременную, качественную уборку придомовых территорий и вывоз мусора. А ведь порой, не разобравшись в причинах, горожане пытаются обвинить коммунальщиков в некачественном выполнении своих обязанностей.

На сегодняшний день обстановка, связанная с пожарами на территории городского округа остается на уровне прошлого года. За 1 квартал 2014 года на территории городского округа зарегистрировано 16 пожаров (в 1 кв. 2013 г. - 18, снижение на 11,2 %), погибло – 2 человека (в 1 кв. 2013 г. - 3, снижение на 33,3 %), травмировано – 4 (в 1 кв. 2013 г. - 0, рост на 4 случая).

 

В соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами городского округа на всех предприятиях, организациях и учреждениях, территории городского округа ведется целенаправленная работа по функционированию объектов экономики в рамках весенне-летнего пожароопасного периода.